Концентрация театров на площади

В аспекте рассматриваемой градостроительной проблемы размеры площади как будто бы все же достаточны и для трех театров, даже при безмерно возросшем транспорте. Дело заключается в разрушении одного из самых удачных старых ансамблей Москвы, дело в потере того цельного архитектурно-пространственного комплекса, который был создан О. Бове в начале прошлого века. Действительно, театр бывш.

Незлобина, здание гостиницы Метрополь (в начале нашего столетия) и перестройка сохранившихся было кусков прежнего арочного обрамления площади — здание станции метрополитена и вторая очередь гостиницы Москва (в наши дни) — принципиально изменили образ площади. Из строгого ансамбля начала XIX в. получилась хотя и все еще хорошая в плане, но потерявшая всякую архитектурную целостность и соподчиненность разнокалиберно застроенная площадь.

Здесь исторические наслоения не только не способствовали постепенному сложению ансамбля, а напротив, разрушили ранее сделанный. Но, может быть, введение новаций сложило комплекс нового типа?

Не однородный, а разнообразный?

Нет. Утеряна здесь не стилистическая цельность, а структурный замысел — подчинение окружения главному зданию — Большому театру, подчинение не только размерное, но композиционное.