Масштабы нашего строительства

И повальное увеличение этажности — от пяти этажей до девяти, а затем с девяти до двенадцати и шестнадцати (предел пока не установлен) — в принципе также ничего не меняет, только общий уровень карнизов зданий при этом равномерно повышается и, как вода в половодье, затопляет старые, ранее еще возвышавшиеся, очень умело расставленные городские ориентиры — церковь ли с колокольней, крепостные ли стены монастырей с великолепными башнями, просто хорошие, редко стоявшие относительно высокие дома Вопросы ансамбля будут и дальше рассматриваться отдельно и подробно. Здесь только окажем, что ансамбль — это согласование масс и пространств в соответствии с определенной градостроительной идеей, с принятой архитектурной темой.

Ансамбль — это пространственная связность, позволяющая образовать и даже прямо диктующая целостность организма.

Где нет главной идеи, темы — там нет и связности, нет ансамбля, а есть лишь беспорядочное собрание сооружений, случайно поставленных вместе, не помогающих, а мешающих друг другу.

Естественно, что не в порядке счастливого исключения, не в единичных случаях, а, как правило, ансамблевость градостроительных решений может быть свойственна лишь таким городам, где пространство организуется планово, в интересах всего города.