Художественная целесообразность

Сделаны были здания сплошь остекленные, с декоративными вертикальными накладками из стальных или алюминиевых двутавровых балочек в прямое подражание конструктивной архитектуре Мис ван дер Роэ) — и эта мода охватила все виды сооружений: гостиницы и парикмахерские салоны, огромные вычислительные центры и министерства, магазины, и административные здания. Можно действительно потерять ориентацию в пространстве (а задача ориентирования является одной из существеннейших характеристик архитектуры — функциональной и формальной) и не разобраться, где же, собственно, парикмахерская, а где автовокзал Понравилось в каком-то первом проекте (условно, конечно, первом, если не считать произведений Корбюзье, Маекавы и других корбюзьеанцев) покрытие сооружения мощным карнизом, высотой в полный этаж (зрительно выглядящем вовсе не карнизом, а тяжкой плитой), скажем, в бесспорно хорошем здании Дворца культуры в Алма-Ате,- как и этот прием стал беспощадно эксплуатироваться.

Все проекты и постройки театров (во Владимире, в Липецке и в других городах), концертных залов, кинотеатров и пр. делаются, как правило, с таким сильно нависающим грузным карнизом.

Нет никакой уверенности в художественной целесообразности, оправданности и необходимости такого повторного применения одного и того же архитектурно-художественного приема даже для зданий одинакового назначения.

Тем более непонятно использование его для разных по содержанию сооружений.

Это резко обедняет образ зданий, лишая их необходимой индивидуальности и в конечном счете смазывает лицо всего города.