Выражение идейного

Это украшало улицу, делало ее веселой и оживленной, создавало вместе с тем ее обитателям все жизненные удобства. Улица поэтому могла быть и была одновременно и жилой, и пешеходной, и транспортной. Шум и пыль в этих условиях не достигали нынешнего критического уровня.

Тема такой улицы была ясна.

Лучшим примером могут служить улицы Петербурга — одновысотные, скромные по архитектуре жилые дома с первым этажом, очень часто имевшим общественное назначение (Невский проспект, например).

Протяженное однообразие улицы неожиданно (но строго продуманно) разрывается в ряде мест, и там возникают богато разработанные крупные общественные здания — ударные акценты.

Создается архитектурная фуга, и на первую тему спокойного фона накладывается вторая — в виде метрического ряда сложных архитектурных элементов-комплексов. Третьей темой была разработка этих акцентов.

Паузы и удары чередуются в крупном ритме, согласованном с характером и типом восприятия неспешно идущего пешехода и человека, проезжающего в карете или гарцующего верхом на лошади. В конце же трех основных улиц-лучей города на всем их протяжении была видна композиционная цель движения — вертикаль изысканной башни Адмиралтейства.

В наши дни с их бурным темпом урбанизированной жизни все изменилось самым решительным образом.

И в прежней трактовке, складывавшейся всеми предшествующими веками существования, такие улицы больше ни функционировать, ни тем более строиться заново не могут. Улицы вынуждены приобретать специализированный характер.

Это неизбежно и неотвратимо. А значит, и образ улицы, как цель, и архитектурная тема, как средство, должны быть различными.