Введение новаций

Теперь спорит все друг с другом и со всем замыслом: здание ампирного Малого театра — с совершенно самостоятельной модернизированной готикой Мосторга (бывш. магазин Мюр и Мерилиза — архитектор Р. Клейн); тот же Малый театр с западноевропейским модерном Метрополя (архитектор В. Валь-котт), также абсолютно самостоятельным; архитектура Центрального Детского театра — со зданием наземного павильона станции метро Площадь Свердлова. Причем они даже смотрят в разные стороны — театр обращен все же на площадь, а здание метро отвернулось от нее к проспекту Маркса.

И наконец, новое крыло гостиницы Москва, уводящее внимание к Манежной площади (ныне площадь 50-летия Октября) и отличающееся поразительно чуждым площади духом утрированно лапидарной архитектуры. Таким образом, вопрос касается здесь уже не только случайности в расстановке того или иного типа зданий в плане города, а случайности на более высоком уровне, на уровне застройки целых комплексов.

Однако вернемся к начатой проблеме — к месту и значению зданий театров в плане города — Москвы.

Со временем проблема усложнилась еще больше.

Невдалеке от площади Свердлова разместилась уже целая гроздь театров.

Каждый из них в свое время мог бы организовать крупную часть города, целую площадь, входить в общественный центр, формировать участок сети культурных учреждений, равномерно обслуживающей весь город, выделяться своей крупной архитектурной формой на фоне рядовой застройки. Но этого не произошло.