Внешние черты

Вообще говоря, представляется очень существенным выяснить, в какой степени правомерны разговоры об особых чертах архитектуры нашего общества, нашей страны, в какой степени ошибочны мысли о якобы глобальности, универсальности некоей мировой архитектуры XX в.? Выяснить, в чем, собственно, выражается социальная сущность архитектуры? Без ответа на этот основной и главный вопрос все попытки установить отличительные, содержательные и стилевые черты советского зодчества в целом будут недоказательны. Огромна практика советской архитектуры, которой занимаются крупнейшие проектные организации, охватывающие по нескольку тысяч архитекторов.

Мощнейшие строительные фирмы реализуют проектные замыслы. И если посмотреть на эту практику, то делается очевидным, что она, решая задачи как уникальных, так и особенно типовых сооружений, стремится в наибольшей степени удовлетворить конкретные потребности конкретного задания.

Ищутся какие-то особенности, позволяющие придать данному сооружению (данному типу сооружений) углубленные, отличительные, можно сказать, даже оригинальные черты.

Архитектор стремится как-то отличить жилой дом, скажем, от театра. В братских республиках эти поиски усложняются спецификой национальных характеристик архитектуры.

Это естественно и закономерно.