Темы в архитектуре

Итак, перед нами тема художественного решения. Должно быть при этом совершенно отчетливо уяснено, что, несмотря на то что тема относится к категории формы, она, как диалектическая категория, одновременно и бесспорно содержательна. Выразительность темы (а следовательно, и успех образа) в решающей степени зависит от слитности ее с содержанием того или иного задания, от детерминированности темы этим самым содержанием.

Именно поэтому в архитектуре тема способна донести до зрителя идейную сторону его содержания средствами чистой архитектуры.

Такое же понимание темы приложимо и к градостроению, но коснется оно, естественно, уже целых ансамблей, улицы, площади и т. д. Именно архитектурная тема в состоянии объединить тот или другой комплекс в нечто целостное.

Причем единство вовсе не предполагает быть однозначным.

Оно может строиться на контрасте и на нюансе, на подобии и на противопоставлении с равным успехом.

Для конкретизации названных, достаточно отвлеченно изложенных понятий следовало бы, очевидно, рассмотреть какой-либо общеизвестный пример. Кажется, что для этого возможно в несколько схематизированной форме провести анализ градостроительного и архитектурного решения улицы Горького в Москве, собственно, только ее первой очереди строительства — правой (от Кремля) стороны, возведенной в довоенные годы архитектором А. Мордвиновым.