Сторона работы

И воспринималось бы здание Ганнеса Майера извне, вне зависимости от его содержания, в качестве градостроительного комплекса, как выдающееся объемное сооружение, способное в решающей степени подчинить себе образ целого города. Этого не удалось сделать в действительности зданию, построенному по проекту Иозефа Ваш. Во время конкурса (1968 г.) на новое здание газеты Известия на площади Пушкина огромный цилиндр по проекту Я. Белопольского рассматривался и оценивался главным образом градостроительно, с точки зрения объемного построения, высотности композиции, расположения на площади и т. д., не касаясь того, как там точно размещены все помещения и полагая (совершенно обоснованно), что они всегда выйдут, был бы угадан прием, удачен и интересен сам объем здания, выразителен и красив.

Именно красив — в контрасте с рядовой застройкой, на зеленом газоне прилегающей к башне части территории, в сочетании с кубом старых Известий, рисуясь темным силуэтом на фоне всегда закатного неба, хорошо видимый издали с улицы Горького, бульваров, других окружающих пространств Таков второй аспект возможного изучения (и оценки) произведений архитектуры в городе. Об этой крайне важной стороне работы зодчего, о градостроительном характере рассмотрения архитектуры говорят крайне мало.

Можно подумать, что здесь путается понятие форма с одиозным термином формализм.