Или, наоборот, значат ли его недостатки, что полноценный ансамбль можно получить лишь так, как делали раньше,- из крупных общественных зданий, при которых жилье должно было бы служить лишь фоном для неких ударных, общественных, как правило, зданий? А может быть, нужен комплексный ансамбль, сочетающий различные по назначению здания и различные темы их художественной трактовки?
Но не это оказывается главным.
Важно иное. Разбор ансамбля улицы Горького помог определить важность и необходимость логической связи назначения отдельных слагаемых с социальной функцией (содержанием) целого, большое значение наличия общего замысла, правдивой идеи всего ансамбля и, наконец, организующую роль темы, единой темы ансамбля.
В художественном отношении последнее самое существенное.
Причем художественная значимость относится к единству (или по крайней мере согласованию) именно темы, а совсем не к стилевому или даже временному единству. Следует исходить из того, что единство темы — понятие условное.
Главная тема — не статичная категория. Она может иметь ряд разветвлений, подтем.
Главная тема может развертываться в виде сложной фуги. На фоне главного звучания работают меньшие темы — нюансные, контрастные, но всегда соподчиненные, поддерживающие главную.