Современные оболочки

Нужно свободно владеть всеми возможностями техники, которые, взятые в чистом виде, так зачаровывают нас сейчас в зарубежной архитектуре и кажутся как раз выражением этого самого пресловутого духа современности. Мы все помним, как появились небоскребы. Их архитектурная значимость теперь признается всеми.

Обязаны они своим происхождением технике: возможностям стального каркаса и изобретению скоростного лифта.

Без этих двух факторов высота здания не смогла бы превзойти 5-7 этажей. Это факт истории строительной техники.

Но разве лифт или сам по себе стальной каркас смогли бы создать высокий художественный характер высотных сооружений? Повторяю — это только средство.

Возьмите, к примеру, архитектуру Мис ван дер Роэ. Возможно ли его проект небоскреба из стекла 1920-1921 гг. и тем более его же здания жилых небоскребов в Чикаго 1951 г., такие изящные и выисканные по пропорциям, сравнить с тоже высокими, но более ранними сооружениями вроде Эквитебл Билдинг 1915 г. (архитектор Э. Флэгг)? Нет. Дело здесь, оказывается, вовсе не в лифте и не в каркасе, а в работе самого архитектора, в задаче, которую он себе поставил, в его творческой силе.

Это касается, разумеется, и всей санитарной техники, с обеспечением качеств воздушной среды в том числе.

И огромной, подчас направляющей, роли транспорта, технических средств информации и всех видов коммуникаций, и т. д. Но разве такие обстоятельства могут сейчас характеризовать общность или, наоборот, различие в архитектуре? Совершенно не могут.

Дело не просто в уровне цивилизации. И не только в достижениях техники.