Развитие транспорта

Все остальное может и должно размещаться в планово намечаемых, научно обоснованных, практически целесообразных, красивых по пейзажу местах (с учетом, разумеется, уже сложившихся промышленных узлов и населенных мест). Что же в таком случае явится в будущем (так же, впрочем, как и в настоящее время) причиной образования мест концентрации людей?

Во-первых, наличие уже существующих производственных комплексов и населенных мест. Во-вторых, создание новых элементов притяжения, связанных с тем, что мы по-прежнему будем называть градообразующими факторами.

Максимальная автоматизация производства, с одной стороны, и широкая география его — с другой, тенденции приближения обрабатывающей промышленности к местам потребления, несмотря на стремительный рост производства,- снимут, в конце концов, с промышленности черты единственного градообразующего фактора.

А если так, то не будет основной, коренной причины, обусловливающей сегодня безудержный рост города. Ибо ни администрация, ни любая форма общественной и культурной жизни, ни торговля, ни искусство, ни наука и учеба (то есть другие градообразующие элементы) не являются и не станут центрами образования гипертрофированных людских муравейников типа городов Арчигрэма или японских кластеров, Все это может быть легко, разумно и логично дифференцировано.