Представляет интерес возможность проследить, как менялось наше отношение к теме в архитектуре в послевоенные десятилетия. В первый период идейным содержанием всех архитектурных замыслов была победа, утверждение пафоса победы.
Это естественно и справедливо возникшее стремление, рожденное патриотическим подъемом всего народа, горячо волновало всех архитекторов и градостроителей. Надо было увековечить триумф нашей страны.
И наряду с решением важнейшей социальной задачи массового строительства жилых домов возникла идея создания в Москве системы высотных зданий. Вместе с гигантским Дворцом Советов они должны были стать памятником эпохи.
Образность и выбор художественной темы — вне зависимости даже от практического содержания здания — были тут продиктованы самим идейным замыслом. Высотные здания были и административными, и учебными, и гостиницами, и обычными жилыми домами — в этом как раз и заключалось серьезное противоречие задания.
Но поскольку в первую очередь выдвигалась необходимость формирования нового силуэта Москвы, то это именно и определило тему архитектуры зданий — их высотность, ярусность построения и вертикализм членений.
И тут поставленная перед зодчими художественная задача была решена по-своему, то есть в характере тогда существовавшей стилистики,- правильно. С середины 50-х годов о художественном ансамбле уже не было речи.
Об архитектурной теме никто не задумывался. Все внимание было сконцентрировано только на массовой застройке по типовым проектам, на количественной стороне задачи.