Произведения искусств

Главным выводом (в свете принятого градостроительного аспекта) для нас здесь должно бы явиться другое. Подводя итоги большого раздела наших рассуждений, мы здесь достаточно отчетливо можем увидеть, как проблема элементов, строящих город, переросла масштаб отдельного здания, переросла вопрос их расстановки в городе. Мы логикой развития архитектуры подошли к более сложной категории — группе зданий, комплексов, к категории ансамблей.

Мы рассмотрели несколько характерных типов наших комплексов. В одном случае это был ансамбль — улица (проспект Калинина).

Другой раз ансамбль — площадь (Смоленская площадь). И в третий раз был рассмотрен достаточно новый тип — комплекс большого ряда самостоятельных объектов, объединенный в одно компактное сооружение (гостиница Россия).

Мы еще вернемся к такой организации многофункциональных объектов (у которых большое будущее).

Другим выводом из сказанного следует, что сам по себе отдельно взятый ансамбль тоже не всегда оказывается в состоянии решить все проблемы и что не всегда он воздвигается на нужном месте и идет на пользу общей концепции города.

Общепризнано, что живопись должны понимать не одни только художники, музыку любить не одни композиторы, а стихи ценить не только поэты. Причем понимать, любить и ценить не примитивно потребительски, а глубоко чувствуя существо и прелесть этих произведений искусств.

И это действительно так.