Признак дурного тона

Говоря о вновь создаваемом градостроительном лице Москвы, нельзя не остановиться на гостинице Россия, спроектированной Д. Чечулиным и группой его архитекторов и инженеров. Сейчас уже стало признаком дурного тона критиковать это здание: столько было сказано, столько ругано, писем написано, слез пролито, столько раз говорено, что, дескать, пропал Кремль, пропала Москва и т. д. Но как и в случае с проспектом Калинина, в профессиональной печати об этом сооружении, кроме авторских справок, сказано очень мало. А на самом деле это развитый объект, объединяющий целый ряд компонентов, каждый из которых мог бы представить собой самостоятельное, крупное сооружение.

Кроме того, в градостроительном отношении значение этого громадного объема решающе важно для всего центра Москвы и близлежащих памятников архитектуры — Кремля и храма Василия Блаженного.

И от того, как оно могло бы быть сделано, зависело в свое время очень многое. Теперь, конечно, мы его вынуждены принимать как данность, в натуре ощущая и переживая (а не только предвидя на перспективах и макете) всю отрицательную силу влияния этого сооружения на все окружение Но разбор его, несмотря на все сказанное, необходим.

Придется попытаться в спокойной обстановке проанализировать хотя бы некоторые основные качества этого здания. И снова внешние, градостроительные, образные, пластические, художественные.