Примеры градостроительного искусства

У нас сложились за последнее время и новые крупнейшие комплексы, отвечающие сем требованиям к первоклассным,- центры Ульяновска, Ташкента, элементы нового центра Москвы, новые Ленинграда, Вильнюса и, главное, возникшие интереснейшие города — Навои, Шевченко, Тольятти, Зеленоград под Москвой, Академгородок под Новосибирском, Рустави, Сумгаит, Сосновый Бор под Ленинградом и пр. За рубежом проблема ансамбля стоит сейчас также остро и насущно. И разрешается, она в ряде случаев интересно и изобретательно.

Но каждый раз нам (и самим авторам этих проектов) приходится убеждаться, что ансамбли там делаются в чрезвычайно жестких для зодчего условиях тесноты старых городов, с одной стороны, и трудностей, связанных с частной собственностью на землю,- с другой.

При всем большом объеме строительства капитализм противопоказан современному градостроительству как явлению целостному и плановому. И очень редко удается в условиях капиталистического города выделить площадь для новых, не случайных, а действительно ансамблевых образований.

Мы это видим и по проектам Кензо Танге, выносящего новые части Токио с суши на воды залива.

Знаем по попыткам сделать двухъярусные города Й. Фридмана.

Мы знаем и сложнейшую судьбу площади Бобур со строительством на месте огромных пассажей прежнего чрева Парижа нового культурного центра И все же известен, например, крупный комплекс в Стокгольме. Там создан новый торговый и конторский центр.

В нем тесно — вынужденно тесно — стоят пять высоких плоских прямоугольных стеклянных башен — офисов.