Повальные увлечения

Все это было результатом восхищения высоким мастерством автора. Потому и могло оно увлечь за собой широкий поток молодых последователей.

Этот поток подражания вызывался силой влияния мастера, являясь, по существу, разработкой заданной темы. Таким образом, формировалось лицо школы, складывалось целое творческое направление.

Уже в наши дни такую, приблизительно такую, роль образца поочередно играли такие крупные зодчие, как Мис ван дер Роэ со сплошным остеклением своих параллелепипедов, Пол Рудолф и Луис Кан с кирпичной глухотой своих пластичных объемов и другие, энергично влиявшие на некоторых наших зодчих.

Но мастерство школы теперь в большой степени утрачивается. Осталось лишь чисто внешнее, формалистическое повторение.

Может быть, это происходит потому, что мастерам некогда и им самим почти не удается работать?

И почти всё делают их способные помощники? При этих условиях действительно неоткуда взяться школе Однако, рассуждая в большом плане, проблема создания архитектурных школ, сложения творческих направлений, формирования лица мастера-творца, лица коллектива зодчих никак не может быть отодвинута с переднего края наших забот.

После ряда лет обезличенной уравниловки в архитектуре — со второй половины 60-х годов стала разрабатываться и очень оживленно осуществляться новая архитектура.