Отрыв формы

На макете планировки микрорайона, части города, его центра мы, не задумываясь над вопросом точного содержания каждого объекта, представляя его себе лишь в самых общих чертах, ставим некие вертикали, башни (жилье, гостиницу, административное учреждение), долженствующие в том или ином месте существенно повлиять на структуру улицы, площади, на силуэт района, города в целом. И это совсем не формальное решение задачи. Это то методически неизбежное расчленение целого на взаимодействующие части, та обязательная система анализа, без которой изучение архитектуры, как результата научного труда и как произведения искусства, невозможно.

Это положение никак не означает отрыва формы от содержания.

Здесь нет никакого противоречия со сказанным выше. Все дело в том, что связь этих двух категорий обязательна для зодчего, для его отношения к цели своего труда.

Но одновременно зодчий должен при всем том очень ясно представлять себе все различие условий поочередного восприятия его сооружения в натуре и роль и место этого сооружения в городе.

Тут вся сложность ситуации: надо сделать единую по замыслу вещь конкретного значения и, не отрывая внешней формы от назначения (содержания) здания, войти в город, решить вовсе иную задачу, другого масштаба, других целей, в другой среде (улицы, площади, парка и пр.).