Об особенностях социалистической архитектуры

Архитектура — искусство мощного идеологического воздействия. В ее сущностных возможностях — создание самых сильных впечатлений: силы и легкости, суровости и лиричности, замкнутости и демократичности, связи с природой и противопоставления ей, и т. д. Своими художественными произведениями архитектор воздействует на разум и чувства человека.

Создавая так или иначе городскую архитектурную среду, можно, по существу, формировать эмоции зрителя. Общества всех социальных формаций сознательно и весьма направленно использовали эти качества архитектуры.

Это можно хорошо видеть и в открытых, стоящих на природе, рассчитанных на весь народ греческих театрах и храмах; и в гигантских массовых римских постройках; и в экстатической архитектуре готических соборов, высящихся над тесным средневековым городом; и в боевых замках и торжественных дворцах Возрождения; и в величественных соборах России.

Казалось бы, странно поднимать сейчас вопрос о выявлении особых, современных черт нашей советской архитектуры, которая с успехом живет и развивается уже 60 лет. И, однако, этот вопрос все же возникает. Чем же это можно объяснить?