Необходимое внутреннее пространство

Именно качества внутреннего пространства воспринимаются при оценке сооружения, как произведения, отвечающего заданию. Насколько, например, удобен вестибюль театра и удачно размещены в нем гардеробы, красивым ли выглядит фойе, хорошо ли видно действие со всех мест зрительного зала, красив ли он, параден или интимен, как освещен в антрактах, каковы кресла по их уютности и цвету, как сделан потолок — ли он или современен, расписан ли или покрыт пластическими акустическими отражателями, как осуществлена отделка стен — в мраморе, дереве, бархате, золоте? И пр. и пр. Вот что в первую очередь оценивает зритель, пришедший в театр и рассматривающий здание, сделанное с определенной целью — показа театрального действа.

Но параллельно с этим и даже независимо от этого зритель видит и другие качества здания: роль его в городе, согласование или противопоставление его окружению.

Он видит его внешнюю архитектуру как самостоятельное явление.

И это особая задача для архитектора.

И задача правомерная.

Создавая необходимое внутреннее пространство, архитектор всегда — и в пору безудержного украшательства всех времен и народов, и в пору пуристического и аскетического конструктивизма и рационализма (также всех времен и народов) — архитектор всегда, повторяю, работал и над внешней формой.