Ленточные перемычки

Стоит лишь посмотреть на комплекс Московского Кремля, на ансамбли старых центров любого русского города, хотя бы на Советскую площадь с церковью Ильи Пророка в Ярославле, на Соборный комплекс Великого Устюга, на знаменитые площади Ленинграда, на Лувр в Париже и т. д. Мы увидим здесь, что все дело в широком проникновении последователей в замысел предшественников — мысль, кстати, не новая. Для исторически складывающихся ансамблей только при этом одном и самом главном условии и сохраняется общность темы, вернее ее развитие, углубление, обогащение, сохраняется градостроительная ценность, а художественное качество ансамбля, как правило, возрастает.

В случае же с бывш.

Манежной площадью этого не произошло.

Даже наоборот. Так же как И. Жолтовский не посчитался со старым Нациопалем, так два его ближайших ученика не посчитались с его собственным произведением.

Конечно, речь идет не о стиле, а об идее улицы и площади, об их масштабности, целостности.

И так же автор дома Госплана не посчитался ни с Домом Совета Министров, ни с новым Националем.

Но если Жолтовский был в общем прав, так как у него был верный, крупный замысел сделать вещь в новом масштабе столицы и если тему он выбрал общую с Казаковым, Жилярди, Бове — ордерную систему, то остальные авторы принимали темы своих сооружений, вовсе игнорируя сложившуюся обстановку.