Крупные ансамбли

Корбюзье вынес столичный центр из общей ткани города на его периферию и на большой открытой равнине чрезвычайно умело и выразительно расположил ряд правительственных зданий, богатых и разнообразных по формам и цвету (Секретариат, здание Ассамблей и др.). В сложении этого ансамбля большую роль играют вода, зелень, скульптура (Открытая рука) и свободное пространство В центре Бразилиа Нимейер разместил два парламентских зала Дворца Национального конгресса на мощной искусственной платформе. Геометрически чистые формы плоского купола одного зала и вогнутой плоской чаши другого легко и изящно стоят на этой платформе. Между ними из глубины стремительно возносятся в глубокое небо две тесно составленные башни-пластины.

Удивительно сочетание цветовой гаммы этих скупых, но разнообразных по форме белоснежных геометрических объемов с синим небом и красной землей Но ведь так можно было строить лишь в пустыне: там свободное место нашлось Обобщая сказанное, необходимо отметить у нас (да и за рубежом также) всевозрастающий интерес к архитектурному ансамблю, к его художественным качествам. Остро ощущается стремление к целостности комплекса.

Мы переживаем сейчас этап архитектуры не одного здания, а ансамбля. Особенно серьезна для советской архитектуры проблема выразительности ансамбля, его идейной направленности, его ведущей мысли, главной темы.