Конкурсный проект

Во-вторых, технические устройства двухъярусных улиц бесспорно проще прокладки подземных тоннелей. В-третьих, экономические преимущества наземных конструкций очевидны и в отношении строительных работ, и в отношении стоимости усиленной вентиляции, необходимой для тоннелей, и в отношении вынужденной перекладки всего коммунального хозяйства крупного города. В-четвертых, структура улиц становится благодаря несколько ярусному построению пространственно гораздо богаче и художественно выразительней.

И, в-пятых, наконец, гарантируется полная безопасность.

Представляет своеобразный интерес конкурсный проект конца 50-х годов известных архитекторов бруталистов Элисон и Питера Смитсонов. для жилого района Хауптштадт (Западный Берлин).

По этому проекту новая система пешеходного движения организуется на втором уровне, над существующей системой старых улиц Берлина.

Одна система улиц (пешеходная) накладывается на другую (транспортную). Общими для обеих систем, совершенно не совпадающих по начертанию, являются элементы вертикальных коммуникаций.

Хотя у Нейтры на его чертежах все достаточно очевидно, хотелось бы все-таки высказать свои соображения о том, как можно несколько подробнее представить такое решение.