Излишнее однообразие

Если бы хоть сам мотив был органичен. Если бы в его разработке проявилась личность автора — это было бы, может быть, не так уж плохо (а при некоторых условиях, о которых будет сказано дальше, даже хорошо).

Дело еще и в случайности, необоснованности выбора этого мотива. Я коснулся здесь двух разных сторон одного явления — однообразия архитектуры.

И вызваны они, как это хорошо видно, двумя причинами. Одна сторона обязана своим появлением безразличию, вялости и попросту ошибкам в разработке композиционных построений из одинаковых типовых зданий.

Другая — связана с необоснованным множественным повторением художественного образа индивидуальных зданий или даже целых композиционных построений.

Сначала надо сказать о первой ситуации.

Наше строительство колоссально растет.

Строятся десятки новых городов, возводятся сотни тысяч жилых домов, сотни миллионов квадратных метров жилищ, сотни театральных зданий, киноконцертных залов, кинотеатров, научных, учебных, спортивных, торговых и прочих комплексов. Масштабы архитектуры огромны.

И как это ни кажется парадоксальным, сейчас, возможно, становится менее опасным не излишнее однообразие, а, наоборот, избыточный разнобой. Я не противоречу себе и не противопоставляю эти два тезиса.