Искусство мощного идеологического воздействия

Советская архитектура прошла на наших глазах ряд последовательных этапов. И мы хорошо знаем, какие характерные, новаторские черты были свойственны нашему зодчеству на этапе 20-х и 30-х годов. До сих пор за рубежом продолжают выходить специальные номера журналов и все новые и новые монографиипосвященные советской архитектуре первых пятнадцати лет. У нее, действительно, было собственное лицо и спутать ее нельзя было ни с какой другой.

Вы можете безошибочно определить, когда строился, к примеру, Клуб им. Русакова такого архитектора-формалиста (как тогда говорили), как К. Мельников, или, скажем, планетарий таких конструктивистов, как М. Барщ и М. Синявский. Казалось бы, что объединяет их в методе, в подходе к образованию формы, к роли функции, к работе конструкции?

Да, ничего. И все-таки вы, не задумываясь, установите время их создания.

Значит несут они на себе временную стилевую характеристику, или, как я бы сказал, лицо эпохи, обобщенный образ.

Яркое новаторство периода обязано было, конечно, воздействию социального характера Октябрьской революции. Возникшее впервые в истории новое общество, естественно, требовало и новых форм для решения нового содержания.