Гранитный, утрированно тяжкий стилобат

Последнее и случилось с проектом Д. Чечулина. И стена есть, и ритм членений есть, и простой (относительно) силуэт есть, и даже башня внутри стоит, а архитектура потрясает своей неудачей.

И как бы богато и тщательно не было осуществлено здание, оно по своим архитектурным, художественным категориям несоизмеримо с проектом Гольца. Здание все-таки задавило Кремль.

Непоправимо исказило панораму его. Надолго останется оно печальным свидетелем плохой нашей работы. Гранитный, утрированно тяжкий стилобат, остаток прежнего величия высотного дома, и вовсе не вяжущийся с ним стеклянный объем с подчеркнуто легкими портиками и легкой гофрированной эркерами стеной.

Пропорции стилобата и основного объема случайны и, как это ни странно, при легкой, казалось бы, стене непомерно тяжелы. А пропорции каждого эркера крайне неопределенны, они вытянуты и не имеют конца.

Угловые, засекающиеся в основной параллелепипед, симметрично расставленные узкие объемы, по форме и характеру остекления напоминающие лестничные клетки 30-х годов, оказываются не лестницами, а поэтажными холлами.

И хотя здесь не предполагалось говорить о внутреннем плановом решении, о трактовке самого содержания (начинке) этого здания, все же нужно сказать, что в стилобате спрятаны два кинотеатра, ряд больших ресторанов, а во дворе, кроме того, также упрятано уже упоминавшееся ранее еще одно общественное, очень крупное здание — киноконцертный зал. В сумме они рассчитаны на несколько тысяч посетителей.

А ведь каждое из них должно было украшать Москву