Готовый ансамбль

И это закономерно. Действительно, что означает для наших городов понятие исторически сложившаяся их часть? В большинстве случаев это будет история нашей же советской архитектуры.

Из всего обилия возможных аспектов рассмотрения обоих типов архитектурных ансамблей меня более всего привлекает такая, казалось бы, отвлеченная категория, как архитектурная тема. В данном случае — тема ансамбля.

Здесь выбрана эта несколько формальная задача потому, что проблема формы кажется не только слабым, но и просто наименее разработанным участком сложного архитектурного труда.

Что такое тема? К сожалению, в архитектурном языке очень много терминов не имеют точных определений.

В том числе и тема.

Под этим термином понимаются по меньшей мере две совершенно разные категории. Одна, более распространенная,- содержательная, где тема выступает как назначение, как содержание произведения.

По программе проектирования, например, может быть задана тема: жилой дом, Дворец Советов и пр. Именно так задаются конкурсные программы, так формулируются и учебные задания в вузах. И другая — формальная, в которой тема рассматривается как художественный прием решения.

Именно в таком смысле употреблял это слово крупнейший наш зодчий и теоретик И. В. Жолтовский. Итак, под темой в архитектуре хотелось бы понимать именно те художественные средства, которые применяет архитектор, ту формальную сторону задачи, которую он ставит перед собой, когда ищет образ, ищет выражение идейного или практического, а чаще того и другого вместе, назначения (содержания) проектируемого объекта.

Такое определение может быть спорно, но пока нет точно и законодательно установленного, в дальнейшем будет применяться такая его трактовка.