Формирование нового силуэта

И лишь с конца 50 — начала 60-х годов снова с большой энергией, с огромным вниманием советское градостроительство обратилось к ансамблевым решениям как основному средству организации пространства. И снова архитектурная тема как художественная категория, придающая ансамблю цельность, силу звучания и выразительность, выходит на передний план.

С размахом строительства цельность застройки все больше внедряется в нашу градостроительную практику.

Застраиваются центральные части многих городов. В Ленинграде разрабатывается вовсе новый, крупнейший район — ансамбль Васильевского острова, собственно, его западное побережье.

Создается, таким образом, новый морской фасад города.

Строятся новые периферийные районы. В Ташкенте сооружен крупный правительственный центр города и ряд удачных жилых комплексов.

Ульяновск получил Ленинский мемориал, создавший новый центральный район. В Москве и под Москвой (так же как и под Ленинградом и другими крупными городами) возникли, как уже отмечалось, целостные ансамблевые участки застройки, созданные по единому замыслу.

Таковы же районы Вильнюса (Лаздинай и другие), Владивостока (Корейская слобода), Киева (Березняки, Русановский жилой массив), Москвы (Матвеевское, Вешняки-Владычино, Теплый Стан, Тропарево и др.), Ленинграда (Сосновая поляна) и мн. др. В больших городах завершаются комплексы площадей, улиц, отдельных композиционных узлов