Все это, да и многое другое, говорит о горькой нашей неудаче. Значит, здесь виноват не сам прием как таковой.
Дело даже и не в градостроительных спорах. Вопрос перешел в недостаточное качество самой архитектуры, эклектичной, представляющей собой набор устарелых мотивов, не увязанных каким-либо общим замыслом.
Следует рассмотреть еще две группы зданий, объединяемые тем, что они были задуманы как комплексы парных башен.
Объединяет их еще одно качество — это ансамбли по всем показателям. Но есть ряд существенных признаков, разделяющих эти групповые комплексы.
Речь идет о сооружениях Московского городского аэровокзала на Ленинградском проспекте по проекту группы архитектора Д. Бур дина и двух домах гостиницы Белград на Смоленской площади, осуществленных по проекту В. Гельфрейха и М. Минкуса архитектором В. Соколовым и др. Чисто формально объекты имеют то общее, что они решают обе свои башни строго одинаковыми, тождественными, что стоят они симметрично, образуют цельную, устремленную, а не статичную композицию, и что они имеют центр этой композиции.
В одном случае это низкий корпус собственно аэровокзала, стоящий в глубине курдонера, в другом — крупное высотное здание, еще ранее построенное теми же основными авторами.
В обоих случаях башни фланкируют внутренний двор или площадь, направляя движение вглубь, по оси симметрии.