Эпоха в истории зодчества

Такое совершенно определенное единство стиля мы видим на протяжении тысяч лет в Египте, сотен лет в Греции. Не будем огрублять задачу — это, конечно, не отвлеченный египетский или универсальный греческий стили. В пределах каждой из названных эпох это никак не статика, а неудержимое, иногда медлительное, иногда стремительное, движение и изменение, постоянное развитие образов.

И вместе с тем здесь бесспорно единая доктрина, общая философская платформа, благодаря которой мы никогда не спутаем любое сооружение Древней Греции с каким-либо сооружением Месопотамии, например, или того же Египта, Центральной Америки и пр. И когда мы изучаем в самой Греции такие не схожие между собой произведения, как, скажем, Парфенон и театр в Эпидавре, мы также откроем в их построении эту единую архитектурную философию, развивающуюся во времени, динамическую, но единую.

Увидим главное — характеристику, выражающую идеологию общества. То же самое касается всех других эпох, всех без исключения.

Мы не можем спутать во времени ни одного явления в архитектуре. Не спутаем благодаря тому общему, что каждый раз характеризует свою эпоху в целом.

Я уже пытался ранее показать, что такая характеристика существовала в нашей советской архитектуре в 20-30-е годы, была и в 40-е и 50-е годы. Надо посмотреть, как дело развивалось дальше.

Просматривая практику нашей архитектуры последнего двадцатилетия, приходится все больше обращать внимание на некую утомительную схожесть ее произведений, которая уже давно всех настораживает и о которой не без оснований много говорят.