Достоинство общественного устройства

Никто и никогда раньше не задавался целью построить что-либо в стиле эпохи, своей эпохи, которую он даже не мог оценить. Грек не думал, что его архитектура, его города полностью отражают самую суть рабовладельческого общества. Мастер Возрождения не предполагал, что он с удивительной отчетливостью выразил идеи и мысли эпохи перехода от феодализма к эпохе раннего торгового капитализма.

Он и слов таких не знал и понятий не имел о таких категориях. Современный архитектор Запада не говорит, что в своих произведениях он выражает эпоху капитализма, хотя на этот раз он хорошо знает, в какое время он живет.

За него это скажут много позже.

И вместе с тем каждый из них подсознательно, стихийно, под давлением складывавшихся общественных потребностей выражал именно то, что в несколько иронической форме было только что сказано.

Именно выражал, хотел он этого или не хотел.

Иное дело в странах социализма, в странах сознательного отношения к выражению идеологии общества. Мы должны не подсознательно, не в порядке счастливой находки, а вполне твердо, научно и художественно убедительно выразить суть нашего общества, суть нашей архитектуры.

И работать над такой задачей нужно, отчетливо ее себе представляя.

В чем же все это может быть найдено? Ах, как я хотел бы это знать и здесь ясно сказать об этом Но при всех обстоятельствах не думать над так сформулированной проблемой нельзя.