Диалектика развития нашей практики

Если обратиться в глубь истории, то все архитектуры начиная с египетской, месопотамской, античной, индийской, мексиканской и до архитектуры последнего времени, все без исключения — построены на принципах метра и ритма. В градостроительстве сильнейшее композиционное средство — метр (и ритм) — может строиться только на базе одинаковости своих составляющих, а никак не на их пестроте. Лишиться такого исторически и теоретически проверенного архитектурного средства просто неразумно.

Говоря о наших примерах, надо признать, что именно благодаря этому самому метру, то есть повторению одинаковых зданий, так убедительно получились известные районы Вильнюса и районы Москвы — например Вешняки-Владычино и др. Следовательно, необходимую цельность градостроительных организмов логичней и правильней создавать как раз средствами метрических и ритмических построений. Конечно, ни один прием не может выдержать бесконечного использования.

Во всем нужна мера.

А она определяется замыслом композиции. И не в количестве применяемых типов различных зданий, а в мастерстве композиции, в логике самоограничения лежит залог конечного успеха.

Особенность вопроса, однако, в том, что так просто его разрешить не удается.

Проблема много глубже, чем может показаться и чем для обострения ситуации была только что представлена.

Дело в том, что сходство архитектурных приемов на всех уровнях проблемы — в градостроении, в композиции комплексов, в трактовке каждого единичного здания — всегда являлось, а в принципе и сейчас может стать путем поиска стиля, путем поиска единства архитектуры определенного периода.