Но как ее сделать, эту вроде бы даже неуловимую советскую социалистическую архитектуру? Как мне представляется, она должна быть такой же новаторской, каким является ее содержание. Надо признать, в отношении методов выработки такой формы известно нам немного.
Но, может быть, это не так и важно — знать все абсолютно точно?
Я думаю, что так же, как и в науке: знать цель, поставить перед собой задачу, сформулировать ее — это значит наполовину решить ее. Будем знать, в каком направлении дальше работать,- получим ответ. Не сегодня, так завтра.
Знал, к примеру, А. Ахмедов, что гуманизм — это основная черта социализма, и сделал, возможно, лучшую нашу вещь — площадь в Ашхабаде и здания, ее обрамляющие. Знала группа И. Покровского, что человечность города — это уже полдела для социалистического города, и сделала Зеленоград, возможно, лучший наш город Так можно себе представить некоторые уже исследованные творческие проблемы развития и существования города.
Говоря все это в приложении к условиям социалистической нашей архитектуры, автор ставил задачу выделить и показать особенности советского зодчества на всех этапах его движения и возможные дальнейшие перспективы. Автор отчетливо видит всю широту и многосложность — теоретическую и практическую — затронутых им вопросов.
Разумеется, полное решение всей суммы творческих задач советского зодчества — дело усилий многих исследователей.
Но долгий путь работы и раздумий автора дает ему в известной мере достаточный материал, чтобы продолжить мысли, начатые здесь, и развить их в последующих работах, посвященных вопросам теории и прогнозов.