Целеустремленная работа над формой

Но как ее сделать, эту вроде бы даже неуловимую советскую социалистическую архитектуру? Как мне представляется, она должна быть такой же новаторской, каким является ее содержание. Надо признать, в отношении методов выработки такой формы известно нам немного.

Но, может быть, это не так и важно — знать все абсолютно точно?

Я думаю, что так же, как и в науке: знать цель, поставить перед собой задачу, сформулировать ее — это значит наполовину решить ее. Будем знать, в каком направлении дальше работать,- получим ответ. Не сегодня, так завтра.

Знал, к примеру, А. Ахмедов, что гуманизм — это основная черта социализма, и сделал, возможно, лучшую нашу вещь — площадь в Ашхабаде и здания, ее обрамляющие. Знала группа И. Покровского, что человечность города — это уже полдела для социалистического города, и сделала Зеленоград, возможно, лучший наш город Так можно себе представить некоторые уже исследованные творческие проблемы развития и существования города.

Говоря все это в приложении к условиям социалистической нашей архитектуры, автор ставил задачу выделить и показать особенности советского зодчества на всех этапах его движения и возможные дальнейшие перспективы. Автор отчетливо видит всю широту и многосложность — теоретическую и практическую — затронутых им вопросов.

Разумеется, полное решение всей суммы творческих задач советского зодчества — дело усилий многих исследователей.

Но долгий путь работы и раздумий автора дает ему в известной мере достаточный материал, чтобы продолжить мысли, начатые здесь, и развить их в последующих работах, посвященных вопросам теории и прогнозов.