Большой градостроительный аспект

Второй крупный, многофункциональный киноконцертный зал, оснащенный самыми современными трансформационными устройствами, вовсе изъят из города и не только не является возможным центром композиции какого-либо района, организатором пространства, но ко всеобщему удивлению глубоко задвинут, спрятан во внутреннем дворе гостиницы Россия. О его существовании можно узнать только по официальной адресной книге и по театральной афише. К этому объекту мы также еще раз обратимся при оценке всей гостиницы в целом.

Какой же вывод можно сделать из большого количества примеров, рассмотренных нами? Примеров по расстановке, месту, роли и значимости здания в городе?

Вовсе не такой, что, мол, дальше следует лучше, целесообразнее, красивее ставить, располагать, вкомпоновывать те или другие отдельные сооружения.

Совсем наоборот. Нельзя видеть во всех названных (в большинстве своем, к сожалению, не самых удачных) ситуациях только результат неумения того или иного архитектора или градостроителя.

Здесь все гораздо глубже и сложнее. Не только теоретические построения, но и анализ практики неопровержимо показывают, что отдельное здание, взятое само по себе, даже очень хорошо спроектированное и даже правильно поставленное на месте важном и выразительном, уже не в состоянии решить градостроительную задачу современного масштаба.

Это можно было бы, повторяю, сказать и априорно.