Каждому хотелось сделать вещь самую лучшую, и заботы о целом не было. Поэтому вся панорама представляет собой набор множества тем разнокалиберной, разномасштабной архитектуры.
Через каких-нибудь тридцать — пятьдесят лет никто из изучающих историю архитектуры не поверит, не сможет поверить даже документальным данным, что эта сторона площади в основной своей части построена в течение жизни одного поколения,- так велик разрыв в стилистике и философии архитектуры. И можно снова прийти к выводу, что в таком планировочном масштабе, как площадь, главную роль должен был играть замысел градостроителя.
В данной конкретной обстановке необходимость такой роли особо выявилась на последнем этапе формирования всей площади. Тему для ансамбля всей такой уникальной пространственной композиции должен был задумать в общем плане именно градостроитель.
Ее не было. Ансамбль одной из интереснейших площадей Москвы, полный великолепных памятников архитектуры, так и оставшихся единичными произведениями, сложился стихийно.
Чувства ответственности и масштаба явления у градостроителей не хватило. Позволю себе несколько отклониться.
Поскольку эта книга пишется с достаточно личных позиций, трудно удержаться и не привести собственных работ, выполненных несколько раньше для этого же района, для обеих сторон проспекта Карла Маркса.
Это, разумеется, совпадение случайное.
И я, в известной степени, рискую объективностью анализа, рассказывая о собственных проектах.
Но они настолько иначе были решены, что описание их имеет, как мне кажется, известный смысл.