Единства композиционного

Вот где вопрос ведущей темы не возникал ни разу на всем протяжении времени, пока складывался этот комплекс. Вот где видно, как односторонне, только чертежно, на плане площади и прилегающих отрезков улиц или в лучшем случае на макете решался вопрос застройки этого важного, по существу, самого центрального узла Москвы.

Вот где видно, как случайно выделялись участки для отдельных зданий и как эти здания делались — сами по себе, самостоятельно, не считаясь с соседями, практически игнорируя их. Ансамбль площади включает, разумеется, и Кремлевскую стену. По своим общим параметрам пространство площади получилось удачным.

Но стороны ее весьма неравномерны по качеству.

Условно позволим себе рассмотреть только одну сторону, противоположную Кремлю, поскольку кремлевская его сторона, что для всех очевидно, вышла хорошо.

Спокойный, пространственно разработанный низкий силуэт объемного старого Университета сменяется более высоким, шестиэтажным зданием архитектора И. Жолтовского и старым Нациопалем.

Претензий к этому Националю, естественно, предъявлять сейчас нечего. Строился он в начале века, и считаться ему со старой застройкой Тверской улицы, с застройкой охотнорядских лавок, даже с Университетом, тогда тесно зажатым и полуспрятанным мелкими домишками Моховой улицы, было трудно, да в то время и не нужно.

Виден он был один, крупным, цельным объемом. Именно он тогда создавал масштаб и образ новой Тверской улицы.

Такова была задача архитектора.